Православный пост

ПОСТ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА — это совокупность добрых дел, искренней мо­литвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объ­единении образуют пост истинный, способствую­щий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и не подогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре много­дневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

 

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий го­ворил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни стро­гого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Ус­пения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Хри­стова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

 

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя — дни с понедель­ника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следую­щие:

1.   Святки — с 7 по  17 января (11 дней), с Рождества до Крещения.

2.  Мытаря и фарисея — за две недели до Ве­ликого Поста.

3.   Сырная (масленица) — неделя перед Вели­ким   Постом   (разрешается   всю   седмицу   яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4.  Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи

5.   Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

 

Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):

1. Крещенский сочельник (Навечерие  Богоявления) — 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святы­ни — Агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.

2.   Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.

3.  Воздвижение Креста Господня — 27 сентяб­ря. Этот день напоминает нам о печальном со­бытии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человечес­кого. И потому день сей нужно проводить в мо­литве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

 

Многодневные посты:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница. Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (не­дели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Само­го Спасителя, а Страстная седмица — в воспо­минание последних дней земной жизни, страда­ний, смерти и погребения Господа нашего, Ии­суса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождествен­ским или зимним мясоедом. Этот период содер­жит три сплошные седмицы — Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фа­рисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установ­ление это имеет цель постепенного приготовле­ния к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в «Неделю мясопуст­ную» — воскресенье перед масленицей.

В следующую седмицу — сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы — прощеное воскресенье. Этот день еще называют «Неделей сыропустной».

Принято с особой строгостью соблюдать пер­вую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый по­недельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые ми­ряне, имеющие аскетический опыт, воздержива­ются от пищи и во вторник). В остальные сед­мицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается рас­тительное масло и, если это необходимо для здо­ровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память ве­ликому святому (со всенощным бдением ИЛИ полиелейной службой накануне), тогда во втор­ник и четверг — пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно вIТипиконе или Следованной Псалтири. Рыба разреша-ется два раза за весь пост: в Благовещение Пре­святой Богородицы (если праздник не выпал  на

 Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным вос­кресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи). Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом сплошная.

2. Петров или Апостольский пост. Начин­ается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празд­нования памяти святым апостолам Петру и Павлу. Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длит­ся 8 дней, самый длинный — 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (хо­лодная пища без масла). В остальные дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с раститель­ным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разреша­ется рыба. В период от окончания Петрова поста до на­чала Успенского (летний мясоед) среда и пят­ница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с всенощ­ным бдением или полиелейной службой накану­не, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 28 августа). Установлен в честь успения Пресвятой Богоро­дицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, об­ращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Ус­пение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница

— холодная пища без масла, вторник и четверг

— горячая пища без масла, суббота и воскресе­нье — пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.

Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рож­дественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и хра­мовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти вели-

кому святому со всенощным бдением или с поли­елейной службой накануне.

4.    Рождественский    (Филиппов)    пост — с 28 ноября по 6 января. Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филип­повым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 но­ября). Устав о пище в этот пост совпадает с ус­тавом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождест­ва, которое начинается 2 января, рыба разреша­ется только в субботу и воскресенье. В пред-празднество же Рождества Христова пост соблю­дают также, как в дни Великого Поста: рыба воз­браняется во все дни, пища с маслом разреша­ется только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вку­шать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в неко­торых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и про­исходит название этого дня — сочельник. Со­чельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также приня­то не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую на­чинают уже в сам день сочельника.

 

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

1.  Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому вышеизложен­ные правила соблюдения постов каждый дол­жен соизмерить со своими силами, со степе­нью своей подготовки к посту.

2.   Пост — аскетический подвиг, требую­щий подготовки и постепенности. Необход­имо входить в поствование постепенно, поэ­тапно, начав хотя бы с воздержания от ско­ромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

3.  Желающие соблюдать пост должны по­советоваться с опытным духовником, расска­зать ему о  своем духовном  и  физическом состоянии и испросить благословения на со­вершение поста.

4.  Больным нужно посоветоваться с вра­чом.   Беременным   женщинам   необходимо очень осторожно относиться к совершению поста. Послабление в посте дается малолет­ним детям и путешествующим.

5. Разговляются (начинают принимать ско­ромную пищу) после длительных постов в день праздника, после Божественной литур­гии.  Разговляться после  многодневных по­стов нужно постепенно.

10

6.   Существует шесть степеней строгости поста:

   все, кроме мяса (масленица);

   вкушение рыбы;

   горячая пища с маслом (растительным);

   горячая пища без масла;

  холодная пища без масла, неподогретое питьё (иногда называют сухоядением);

   полное воздержание от пищи.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В пра­вославных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благо­словение у священника.

7.   Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, про­никается сознанием собственного превосход­ства. Истинный пост связан с молитвой, по­каянием, с воздержанием от страстей и по­роков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жиз­ни, с исключением увеселительных и зрели­щных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без мо­литвы  и   покаяния   пост  становится  всего лишь диетой.

 

молитвы

перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царст­вие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем долж­ником нашим; и не введи нас во иску­шение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, во веки. Аминь.

Иже еси — сущий,

яко — как,

даждь нам днесь — дай нам на сей день,

долги наша — грехи наши.

или:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и ис-полняеши всякое животно благоволе­ния.

во благовремении — в свое время;

иснолняеши всякое животно благоволения

наполняешь всех живущих милостию.

 

МОЛИТВА

после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Добавить комментарий