Святые места Серафима Саровского

Дальняя пустынька Серафима Саровского в Сарове

В четырех километрах от монастыря Сарова, вверх по течению реки Саровки, находится одно из святых мест, которое связано с именем преподобного Серафима Саровского.

Здесь, в глухих лесах, начал он исполнять свой первый аскетический подвиг — отшельничество. Сразу после смерти настоятеля монастыря Пахомия старец Серафим попросил вновь назначенного настоятеля Исайю отпустить его побыть в одиночестве, испытать свои духовные силы. Целых 16 лет прожил старец Серафим в небольшой из­бушке на крутом берегу Саровки. Много испытаний выпало батюшке Серафиму, и он с честью их все выстоял. Тысячу ночей он стоял на камне в лесу, а днем продолжал свой подвиг стояния на камне в келье, чтобы не мешали приходящие паломники. Здесь, на Дальней пустыньке, избили его разбойники.

Здесь он совершал свой подвиг молчальничества.

После кончины отца Серафима келья с Дальней пустыньки была выкуплена благодетелем Дивеев-ской обители Н.А. Мотовиловым, которого батюшка Серафим исцелил в 1831 году. Келью разобрали на бревна и перевезли в Дивеево. Там из нее устроили алтарь церкви Преображения.

К Саровским торжествам 1903 года на Дальней пустыньке была поставлена новая большая изба и место пустыньки благоустроили. К этой вновь поставленной келье приезжал последний русский император Николай IIсо своей семьей, чтобы почтить память великого старца.

После закрытия монастыря место это запустело и все было разрушено.

Чтобы обозначить место Дальней пустыньки, в 1990 году члены исторического объединения «Саровская пустынь» на ее месте поставили деревянную часовню с крестом. В 1991 году известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков изготовил памятник преподобному Серафиму Саровскому и решил установить его на Дальней пустыньке. После установки памятника городские власти благоустроили это место. В 2000 году с помощью Ядерного центра здесь поставили каменную часовню с навесом, а к столетию прославления преподобного старца Серафима на месте найденного каменного фундамента построили деревянную избу, копию избы 1903 года, где круглосуточно горят лампадки у икон отца Серафима и Божьей Матери «Умиление».

Рядом с часовней на склоне крутого берега Саровки среди деревьев выделяется одна огромная сосна. По оценкам лесников, ей более двухсот лет, и она должна помнить старца Серафима.

Практически все гости города посещают Дальнюю пустынку и подходят к этой сосне.

Место в Сарове, где Серафим Саровский молился на камне

Когда старец Серафим ушел в отшельники, он решил испытать себя стоянием на камне, совершить подвиг столпничества, как это делали раньше христианские аскеты. Недалеко от своей кельи в лесу на Дальней пустыньке отец Серафим нашел большой камень, оставшийся со времен ледника. На нем перед иконой Святой Троицы, закреп­ленной на дереве, он стоял на коленях в течение 1000 ночей. Днем отец Серафим продолжал свой подвиг на малом камне, который находился у него в келье.

После кончины старца Серафима большой камень был расколот на части. Считалось, что если опустить хотя бы маленький осколочек камня в сосуд с водой, то она становится целебной. Осколки этого камня разнесли по всем уголкам нашей безбрежной России. Большой осколок камня отца Серафима подарил Саровскому церковному приходу митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Н.В. Кутепов).

К Саровским торжествам 1903 года на месте, где находился первый камень, был установлен новый, похожий на прежний. От дерева, на котором висела икона Троицы, осталась только часть ствола. К приезду императора Николая II на Саровские торжества над остатком ствола дерева и над камнем были установлены деревянные часовенки с красивыми резными столбами.

Во времена советской власти часовни были разрушены, а камень был сброшен в глубокий ров, который специально выкопали бульдозером.

Место, где стоял камень и часовня над ним, сохранилось до наших дней благодаря верующим людям, приходившим помолиться. Там стоял небольшой деревянный крест.

В 1990 году бывшая монахиня Дивеевского монастыря Серафима (С.А. Булгакова) подарила членам исторического объединения кусочек от настоящего камня, на котором молился старец Серафим. Тогда возникла идея восстановить место моления отца Серафима. По виду подаренного камня в лесу нашли большой валун, который был похож по внешнему виду и структуре на камень старца Серафима. Члены исторического объединения обра­тились к строителям города с просьбой помочь перевезти этот камень на место моления батюшки Серафима.

Святые места Серафима Саровского

Чтобы вывезти этот камень, строителям пришлось в болотистом лесу проложить дорогу для проезда подъемного крана и трейлера, и несмотря на большие трудности, камень этот был доставлен. Удивительным оказался факт, что под большим камнем лежал другой камень, красного цвета. Его тоже забрали. И каково же было удивление, когда со временем стало известно, что в своей келье старец Серафим молился на малом камне красного цвета. Сейчас этот красный камень лежит рядом с кельей старца Серафима на Дальней пустыньке у большого креста.

Над камнем, где молился преподобный старец ночью, как и прежде, стоит деревянная сень и установлен крест.

Многие гости, приезжающие в город, останавливаются у этого камня, размышляя о силе духа преподобного Серафима Саровского.

Серафим Саровский ближняя пустынька

Между Дальней пустынькой и монастырем располагалась Ближняя пустынна старца Серафима. Она стояла на горе над речкой Саровкой. В 1825 году преподобный Серафим Саровский окончательно закончил затвор и стал выходить из своей монастырской кельи. Он часто ходил на Дальнюю пустынку, где прожил отшельником целых 16 лет. Возвращаясь в монастырь вдоль речки Саровки, он останавливался у Богословского родника. Этот родник так назывался потому, что рядом с ним стоял крест с иконой Иоанна Богослова. Возле родника стояла келья отшельника Дорофея. Это место понравилось старцу Серафиму. После смерти отца Дорофея он жил днем в этой небольшой келье, у которой даже дверей не было, внутрь нее приходилось вползать. Через некоторое время отцу Серафиму срубили новую келью, которая была чуть больше и имела окна и дверь.

Старец Серафим начал благоустраивать Богословский родник. И раньше люди приходили к источнику, но после того как там поселился отец Серафим, количество паломников быстро увеличивалось.

Вся предыдущая жизнь преподобного Серафима была направлена на единение с Богом, на испытания человеческого духа. Он выдержал эти испытания, и у него открылся дар ясновидения и чудотворения. Слава о великом подвижнике разнеслась по всей России.

К батюшке Серафиму с каждым днем стало приходить все больше и больше людей. Легенды говорят, что у него в день бывало до двух тысяч человек и чудеса там свершались ежедневно.

После кончины преподобного Серафима Саровского слава этого места возросла многократно. На Ближнюю пустынку, к источнику люди шли в ожидании чуда. Там они набирали святой воды, купались в источнике и ощущали благость этого места.

К моменту прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году над источником была сооружена деревянная часовня; под горой, куда стекала вода из источника, сделали купальню. Вначале она была небольшая деревянная на два отделения — мужское и женское, а после выстроили большое каменное здание. В купальне было четыре отделения для всех слоев населения. Каждый приходящий мог искупаться под ледяной струей источника, который к этому времени стали называть Серафимовским.

В советское время часовню с купальней разрушили, а источник забетонировали. Но еще долгое время вода находила себе выход и появлялась под горой. Через несколько лет чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источник оказался под водой. Со временем место Ближней пустыньки было утеряно.

В 1991 году члены исторического объединения «Саровская пустынь» начали поиски этого святого места. По свидетельствам очевидцев, купальня находилась на месте зоны отдыха горожан, на запруженном берегу речки Саровки, которое всегда называли «Бассейном». В результате проведенных поисков и раскопок место часовни над источником и купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но фундаменты и нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом. Когда начались земляные работы по расчистке купальни, то помогать приходило много добровольцев — простых жителей города. Было желание восстановить это святое место. Но у городских властей па восстановление Ближней пустынки не нашлось средств. Со временем от стен и полов купальни стали откалывать плитку и кафель на производство сувениров. Пришлось купальню снова засыпать землей до лучших времен.

На месте Ближней пустынки церковный приход поставил большой деревянный креcт. Рядом с крестом городские власти установили большой памятный камень.

Святые места Серафима Саровского

При подготовке празднования столетия прославления преподобного Серафима Саровского на месте, где стояла часовня над источником, была установлена часовня, по внешнему виду похожая на прежнюю. Но прошел слух, что часовня стоит не точно на том месте, где она стояла в монастырские времена. Установить точное ее местоположение без археологических раскопок невозможно, поэтому часовню разобрали.

Добавить комментарий