Преподобный Серафим Са­ровский

0c243e08cf676a9052ac9b457e69c7ff

Молитва преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас рабэх Божих (имена)                                                                      Благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да огра­дит нас от падений греховных и истинному по­каянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Невесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Величание

Увлажаем тя, преподовне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Преподобный Серафим Са­ровский — имя, которое из­вестно каждому православному христианину. Практически в каждой церкви есть икона вели­кого подвижника земли русской. В 2003 году вся православная Россия отметила праздник — сто­летие со дня прославления препо­добного Серафима Саровского, хранителя святости.

При жизни батюшки Серафима к нему стремились люди со всех концов бескрайней России. Не может не вызывать удивления его любовь к людям. От старца Серафима щедро исходили мило­сердие, сострадание и любовь. Многих приходивших в Саровскую пустынь Он исцелял, прими­рял с жизнью, наделял удиви­тельным душевным покоем, да­вал им уверенность в жизни.

Преподобный Серафим обладал совершеннейшим даром, который только может быть у людей, — даром любви. Особенной любо­вью он пользовался у простого на­рода. Ведь суть его учения проста и понятна каждому человеку. Старец Серафим говорил, что цель земной жизни человека зак­лючается в стяжании мирного Духа Святого. Накопление ду­ховных ценностей в противопо­ложность материальному накоп­лению очищает и преображает человеческую суть. Человек, иду­щий по пути духовного стяжа­ния, будет непременно возрож­дать других людей. Не зря же отец Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». С особой любовью ста­рец принимал тех, кто стремил­ся к праведной жизни, шел к нему с раскаянием. К каждому приходящему он обращался со словами: «Радость моя!».

Преподобный Серафим Саровс­кий, в миру Прохор Машнин, ро­дился 19 июля по старым жити­ям в 1759 году, а по данным, най­денным в архиве Саровского мо­настыря, в 1754 году, в купечес­кой семье в городе Курске (записей в церковных книгах о рождении и крещении Прохора Машнина, удостоверяющих точную дату рождения, до сих пор не найдено).

Прохор рос в обстановке древнего уклада русской жизни. Была у него старшая сестра Параскева и старший брат Алексей. Отец Прохора, Исидор Ива­нович, занимался постройкой каменных зданий. Не­задолго до своей смерти он начал в Курске построй­ку храма в честь преподобного Сергия, но смерть по­мешала ему закончить начатое дело. После смерти мужа строительство храма продолжила его жена Агафья Фотиевна. Однажды, взяв маленького Про­хора на стройку, она не заметила, как он забрался на недостроенную колокольню, сорвался с нее и упал, но после падения остался цел и невредим. Это было первое чудо, которое произошло с преподоб­ным Серафимом, когда ему было 7 лет.

В десять лет он тяжело заболел. Во сне ему яви­лась Божия Матерь и обещала вылечить его. Через несколько дней в Курске крестный ход с иконой Божией Матери шел по улице, где жила семья Машниных. Начался сильный дождь, и чтобы сократить путь, крестный ход направился через двор Машин­ных. Мать Агафья решила воспользоваться этим случаем, вынесла Прохора на улицу и положила его так, чтобы икону Коренной Божией Матери пронес­ли над ее больным сыном. После этого он начал быс­тро поправляться.

В городе Курске жил известный блаженный, ко­торый оказал сильное влияние на Прохора и пред­сказал ему путь в монастырь. Вскоре мать Прохора поняла, что сын ее не подходит к обычной мирской жизни, и бла­гословила его совершить палом­ничество в Киево-Печерскую лав­ру. Там прозорливый старец До-сифей предсказал Прохору, что вся его жизнь будет проходить в Саровской пустыни, там она и окончится. Црохор дождался ос­вящения церкви в честь препо­добного Сергия, которую начи­нал строить его отец, и отправил­ся в Саровский монастырь.

20 ноября 1778 года Прохор Машнин пришел в Саровскую пу­стынь. Встретили Прохора добро­желательно — настоятель монас­тыря Пахомий был родом из Кур­ска и знал семью Машинных. Во­семь лет Прохор проходил обыч­ный путь послушника: был ке­лейником у старца Иосифа, бу-дильщиком, работал в хлебне, ходил на рубку леса (там его по­калечило упавшим деревом), за­нимался столярными работами (в монастырских списках он чис­лился как «Прохор-столяр»).

В 1780 году он тяжело заболел водянкой, тело его налилось жидкостью. Болезнь длилась три года. Надежды на выздоров­ление уже не было, но однажды во сне ему явилась Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Она сказала, указывая на Прохора: «Этот нашего рода» и положила свою руку ему на лоб. От чудес­ного прикосновения вся жид­кость, наполнившая тело боль­ного, направилась к правому бедру и вылилась через открыв­шееся отверстие. После этого сна он быстро выздоровел. На всю жизнь у Прохора остался след на правом боку.

13 августа 1786 года Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим, что означает «пламенный». Через некоторое время, в 1793 году, он был руко­положен в иеродиаконы и затем возведен в сан иеромонаха.

От длительного келейного пра­вила и многолетнего стояния в храме отец Серафим заболел. В братской ведомости стояла отмет­ка, что иеромонах Серафим по бо­лезни не имеет никакого послу­шания в монастыре. У него было два пути: уйти в богадельню и там закончить свои дни или уйти от­шельником в Саровский лес.

Отец Серафим выбирает второй путь. Он получает благословение настоятеля, и ему выдают уволь­нительный билет, где написано: «Объявитель сего, Саровской пу­стыни иеромонах Серафим уво­лен для пребывания в пустыни в своей даче и впредь ему никому не препятствовать…» . В 1794 году отец Серафим уда­ляется в лесную пустынку. Ему исполнилось 40 лет. Он был отно­сительно высок, два аршина и восемь вершков (1 метр 78 см). Лицо у него было полное, прият­ной белизны, нос прямой и ост­рый, глаза светло-голубые, про­ницательные, брови густые, во­лосы светло-русые. У него была окладистая борода и густые усы. Сложение он имел мужественное и обладал большой физической силой.

Лесная пустынь, или, как ее потом назовут, Дальняя пустынка, находилась в сосновом лесу на берегу Саровки в несколь­ких километрах от монастыря. Здесь  отец Серафим  устроил пчельник и огород. Летом он работал на огороде, зимой собирал дрова. Одежда отца Серафима была убогая: белый хол­щовый балахон, поношенная камилавка и лапти с кожаными бахилами на ногах, на руках рукавицы. Поверх балахона на груди он носил медный крест, подарок матери, а за спиной мешочек, в котором находилось Евангелие.

Пища отца Серафима состояла из чер­ствого хлеба, который он брал из монас­тыря каждую неделю. Этот небольшой запас он делил со зверями и птицами, любившими собираться у его кельи. Дивеевские монахини видели, как отец Се­рафим кормил огромного медведя. По­том он отказался от хлеба и довольство­вался овощами с огорода, а также питал­ся лесной травою снытью, которую су­шил про запас.

Будучи отшельником, а это суровое ис­пытание духовных и физических сил, отец Серафим добавляет себе еще один аскетический подвиг — он становится столпником. Примерно в километре от его кельи в сторону монастыря лежал большой камень, на котором преподоб­ный провел 1000 ночей в молитве. А днем, чтобы не мешали приходящие па­ломники, он молился у себя в келье на малом камне. 1 сентября 1804 года отец Се­рафим подвергся нападению кре­стьян, которые хотели его огра­бить, но ничего у него не напили. Они жестоко избили отшельни­ка, и после этого отец Серафим долго болел. Для него специаль­но вызывали из Арзамаса трех врачей и трех подлекарей, но от медицинской помощи он отка­зался. Ему являлась Пресвятая Богородица, и он жил по воле Бо­жьей, как Бог даст, так и будет.

После выздоровления отец Се­рафим предстал перед людским взором уже согбенным старцем. Еще несколько лет продолжает он жить на Дальней пустынке, а затем в 1810 году возвращается в монастырь. И, получив благосло­вение игумена Нифонта, уходит в келейный затвор. Кроме затвор­ничества, он берет на себя много­летний подвиг молчальничества.

Старец Серафим окончательно вышел из затвора в 1825 году и поселился у Богословского род­ника в маленькой без окон и две­рей келье недавно скончавшего­ся старца Дорофея. В келью нуж­но было вползать через небольшую щель. Затем ему поставили сруб с одним окном и дверью, и это место позже стали называть Ближней пустынкой. Своими ру­ками подвижник благоустраивал источник, выкладывал его кам­нями.

После многочисленных аскети­ческих подвигов у старца Сера­фима открылся дар прозорливо­сти, ясновидения и чудотворения. До конца своих дней помо­гал он приходившим к нему лю­дям. Паломники брали из источ­ника воду, омывались ею. Мно­гих избавил святой старец от ду­ховных и телесных недугов. Мол­ва о чудесах, происходивших здесь, быстро разошлась по всей России.

В это время старец вышел на самый великий подвиг — подвиг духовного руководства людьми. Люди почувствовали, как он им нужен, как дорог и близок им этот дивный старец, или, как он себя называл, «убогий Серафим». Прозорливость у старца была удивительная. Не было, кажется, такого укромного уголка в душе собеседника, куда бы не проникал он своим просветленным взо­ром.

Всего семь лет встречался пре­подобный Серафим Саровский с богомольцами, приходившими в Саровскую пустынь. Каждого приходящего приветствовал он словами: «Радость моя». В после­дние годы его жизни к нему при­ходили тысячи людей.

Преподобный Серафим Саровс­кий скончался 2 января 1833 года в монастырской келье в положе­нии молящегося на коленях пе­ред своей любимой иконой «Уми­ление».

Тело старца предали земле на месте, которое он сам избрал, не­далеко от могилы его друга и зем­ляка схимонаха Марка-отшель­ника, рядом с алтарем Успенско­го собора.

 

По материалам книги

Агапов А.А.

Саров — Дивеево. – Саров: ЗАО «ИНФО». 2006 – 232 с.

 

Добавить комментарий