САРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

САРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

416

Знаменитая Саровская обитель расположена на юге Нижегородской губернии. Стоит она на холме, при слиянии речки Саровки с рекой Сати-сом, на месте древнего города Сараклыча. Обитель окружена вековым дре­мучим сосновым лесом. При подъезде к обители дорога идет в гору, затем делает поворот, и пред зрителем открывается великолепный вид на Саров­ский монастырь. Прямо пред наблюдателем тихо катит свои воды река Сатис, омывающая подножие горы обители с северной стороны. По берегу дорога тянется через мост, подымается на гору и кончается, упираясь в гостиницу для простых богомольцев. С горы открывается прекрасный вид на леса и угодья, принадлежащие обители.

С давних пор лесные Саровские дебри привлекали людей, ищущих уединенных подвигов благочестия. До сих пор в Сарове сохранились пеще­ры, вырытые подвижниками еще до основания обители. В этих пещерах показывают вериги и железные кресты, которые носили эти подвижники. Первым в Саровские леса пришел инок Арзамасского Спасского монастыря Исаакий, который впоследствии принял схиму с именем Иоанн. Около него стали собираться другие иноки, искавшие пустынной жизни. Удалив­шись на некоторое время из пустыни, он опять вернулся сюда и решил основать здесь обитель. При содействии землевладельца князя Кугушева и крестьян села Кременок Исаакий построил церковь во имя Пресвятой Бого­родицы и этим положил начало Саровской обители (1706 г.).

Пустынь постепенно развивалась и устроялась и достигла полного благоустройства, каковое она сохраняет и до настоящего времени. Жизнь ее иноков всегда отличалась строгим благочестием и стояла на нравственной высоте. Из числа иноков этой обители многие известны святостью своей жизни; Господь прославил их чудотворениями. Здесь же подвизался и преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. В Саровскую пустынь он поступил еще совсем юношей. Восемь лет он пробыл послушником и затем принял иночество с именем Серафима.

Имея уже сан иеромонаха, он удалился в окрестные леса и здесь в уединенной келий провел в молении много лет, лишь изредка навещая братию своего монастыря. 2 января 1833 года он скончался в своей келий в монастыре пред иконой Умиления Богоматери на 75 году.

Господь как при жизни, так и по смерти, прославил его многими чудотворениями. Мощи его с подобающей торжественностью были откры­ты в 1903 году 19 июля в присутствии Государя Императора Николая II и Высочайших Особ.

В Саровской пустыни девяти храмов. Еще при подъезде к обители взоры богомольца останавливаются на высокой колокольне, имеющей око­ло 40 сажен вышины. В ней помещаются церковь во имя св. Николая Чудотворца и монастырская библиотека, в которой хранятся книги рели­гиозного и исторического содержания, несколько старопечатных книг и некоторые весьма редкие священные магометанские книги.

Под куполом колокольни находятся огромные часы, которые отби­вают каждый час, половину и четверть. Под самой колокольней распола­гается вход в обитель.

Пройдя в ворота, путник невольно останавливается. Пред ним раз­вертывается вся картина обители. Впереди высится златоглавый собор во имя св. иконы Богоматери «Живоносный Источник», за ним Успенский собор — каменный, холодный, с приделом во имя преп. Антония и Феодо­сия Печерских. Это древнейший собор обители: начали строить его еще в первой половине XVIII столетия.

Внутри собор богато украшен и отделан; в нем находится велико­лепная серебряная рака — дар Государя Императора Николая II, в которой покоятся мощи святого Серафима, Саровского чудотворца.

В этом же соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Живо-носный Источник». К собору пристроена часовня, где хранились останки преподобного Серафима до 18 июня 1903 года.

В северо-западном углу, при входе в обитель, стоит небольшая боль­ничная церковь во имя святого великомученика Пантелеймона Целителя. Есть еще и старобольничная церковь во имя преподобных Зосимы и Савва-тия Соловецких Чудотворцев.

Далее в обители находится трехпрестольный каменный храм, воз-двигнутый в честь св. Иоанна Крестителя, каменная церковь во имя Всех Святых, храм в честь Св. Троицы, находящийся над келией, в которой подвизался и почил преподобный Серафим, и, наконец, церковь во имя Всех Святых Печерских. Последний храм находится в пещерах под землей. Против пещер над родником находится храм во имя св. Иоанна Предтечи, под которым стоит деревянный сруб колодца.

Из достопримечательностей и святынь, кроме перечисленных выше, можно еще указать на медный крест, найденный в пещерах, 26 крестов с мощами и без оных, драгоценные сосуды и прочие старинные предметы церковного обихода, хранящиеся в ризнице Саровского монастыря.

Монастырская служба совершается по уставу. Молитвенным духом исполнено и строго выдержанное задушевное пение, и раздельное, внят­ное чтение. Вообще богослужение в Сарове производит самое величествен­ное, глубоко религиозное впечатление.

Богомольцы, посещающие Саровскую пустынь, не только осматри­вают саму обитель, но обычно и все достопримечательности, разбросанные в окрестностях монастыря. Вдоль Саровки лесом идет дорога, около кото­рой, на протяжении пяти верст, расположены места подвижничества пре­подобного Серафима и молчальника Марка. По берегу Саровки, вдоль до­роги, устроены три колодца. Богомольцы считают своим непременным долгом испить из каждого колодца и налить немного воды. Среди бого­мольцев немало мордвы, иногда плохо говорящей по-русски, тем не менее мордвичи — самые усердные почитатели памяти отца Серафима.

Каждый богомолец стремится принести из Сарова святой воды, ку­сочек травки и песок с дороги, по которой ходил святой подвижник. ¥ самого источника, немного в стороне, в лесу, стоит маленький домик на месте пустыньки, которая именуется «Ближнею».

Эта пустынька сохраняется в Дивеевском женском монастыре, там же хранится и Дальняя пустынька. Над святым источником выстроена часовня, стены которой внутри покрыты картинами из жизни отца Сера­фима. Рядом с источником — купальня, в которой богомольцы окачивают­ся, становясь под струю воды, идущую по желобу из источника. Вода в источнике очень прозрачная и холодная. Стоит выпить этой воды, как сразу является бодрость, и усталость быстро проходит. Здесь часто совер­шаются исцеления болящих, с верою призывающих в своих молитвах имя святого Серафима.

За источником дорога поворачивает в «лес. На месте камня, на кото­ром молился 1000 ночей старец Серафим, стоит шатер в виде часовни и положен камень в воспоминание молитвенного подвига угодника Божия.

Большая часть камня, на котором молился Серафим, хранится при алтаре кладбищенской церкви Дивеевского монастыря. Позади шатра под крышей стоит ствол дерева, на котором преподобный Серафим укрепил икону и молился пред ней. Тут же около речки пещера, ископанная свя­тым подвижником. Далее, по левой стороне дороги, — Дальняя пустынька — келия и огородец батюшки Серафима. Огород в память старца ежегодно засевается картофелем.

От Дальней пустыньки сохранилась до настоящего времени только пещера на берегу Саровки и подземелье, куда отец Серафим спускался, скрываясь от людей во время подвига затворничества. Подземелье нахо­дится против окошечка в фундаменте пустыньки. Вблизи, на месте напа­дения разбойников на преподобного Серафима, стоит большой крест с Рас­пятием.

Канонизация преподобного Серафима Саровского в 1903 году, приезд Императорской Четы на торжества в древнюю обитель, прославили Саров-скую пустынь на всю Россию.

В огромном количестве издавались литографические изображения преподобного, было написано множество икон: как дорогих и большого размера для храмов, так и простеньких и незатейливых для каждой право­славной семьи. Выпускались книги и брошюры с жизнеописанием препо­добного Серафима.

Было заложено множество храмов в честь преподобного Серафима. Многие из них так и не успели построить до революции.

1917 год имел свои последствия для жизни монастыря. Началось изъятие ценностей монастыря. Святые мощи преподобного Серафима Са­ровского были вскрыты и увезены в неизвестном направлении.

В 1927 году было принято решение о ликвидации монастыря и создании на его базе детской коммуны. С 1946 года Саровский монастырь стал «закрытым и сверхсекретным объектом». В Сарове создавалась первая советская атомная бомба.

Вскоре взрывают оба главных храма — Успенский и Живоносного источника. Чудом уцелела и сохранилась колокольня, хотя решение об ее уничтожении принималось неоднократно.

Возрождение духовной жизни Сарова началось в конце 80-х годов XX века, а в 1993 году митрополитом Нижегородским и Арзамасским Ни­колаем освящается храм Всех Святых и начинаются регулярные богослу­жения.

В 90-х годах в Сарове восстанавливаются памятные места, связан­ные с жизнью преподобного — Пустыньки и Святые источники, проводят­ся Крестные ходы из Сарова в Дивеево, проводятся научные и богослов­ские Серафимовские чтения, выставки.

Над Саровским монастырем вновь раздается колокольный звон.

 

По материалам книги

Рябов А.Н.

Святая Дивеевская обитель. – 2-е изд. доп. – Н. Новгород; Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004 – 296 с.