Источник в селе Круглые Паны

В свое время в дивеевской округе большой известнос­тью пользовался источник в селе Круглые Паны. Их там два, расположенные рядом. Находятся они на месте ны­нешнего животноводческого городка. В свое время здесь стояла часовня.

К началу XVI столетия половиной села владел поме­щик, коллежский асессор Неофит Прокудин. Его сын Алек­сей Неофитович служил в Ямбургском драгунском полку, который стоял в Эстляндии (Прибалтика). Там офицер женился на лютеранке Елизавете Федоровне Гюбер. Вто­рой половиной Круглых Панов владела графиня Степа­нида Алексеевна Толстая

В 1810 году Алексей Неофитович уходит с военной службы в отставку и поселяется в своем имении в Круг­лых Панах. Вместе с женой Елизаветой Федоровной, ко­торая упорно не переходила в православную веру. Алек­сей Неофитович был человеком глубоко верующим. Час­то оказывал местной православной церкви, окрестным монастырям материальную помощь, близко был знаком с преподобным Серафимом Саровским.

По народному преданию именно крепостные плотники Алексея Неофитовича по просьбе преподобного о. Сера­фима строили в 1827 году в Дивеевской женской общине деревянную мельницу. В имени Прокудиных в летнюю пору часто бывал подвижник Саровского монастыря о. Марк-молчальник. При посещении помещичьей усадьбы он проживал в саду, что находился при имении.

Однажды в летнюю пору жена помещика находилась в доме одна. На досуге вздремнула и увидела себя  на источнике. А на другом берегу напротив него ей привиделся старец о. Марк. Он звал ее к себе. Елизавета  Федоровна очнулась от забытья и почувствовала себя

чем-то необычайно осененной.

Своим видением Елизавета Федоровна поделилась с мужем Алексеем Неофитовичем. Оба они пришли к убеждению, что это знак Божий.Елизаввета Федоровна принимает твердое решение перейти в православие К Русской православной церкви ее приобщал архимандрит Спасского Арзамасского монас­тыря о. Александр.

После этого Алексей Неофитович благоустраивает ис­точник, ставит на нем часовню. Из приходской же церкви на источник устраиваются крестные ходы. Надо заметить, что в селе имелось три православных храма. Ныне их нет.

Одновременно круглопановский помещик заказывает одному из московских художников картину, на которой он изобразил фрагмент видения Елизаветы Федоровны. Фамилия художника — Дюран. Он состоял преподавате­лем Академии художеств. К сожалению, картина, напи­санная художником, стечением времени затерялась. Воз­можно, ее следы все-таки отыщутся…

Добавить комментарий