Кременовский источник — Явленный

 

Источ­ник находится приблизительно в километре от большого русского села Кременок. Известностью пользуется с дав­них времен. Над родником стоит крест Зеркало его воды — серебристо-прозрачное. Называется он — Явленный. О названии среди местных жителец ходит, хранится нема­ло преданий. Одно из них берет свое начало с далекого XVI столетия.

Во времена разинского восстания в Кременках скон­центрировалось несколько мятежных отрядов разинцев.  Сюда же из Арзамаса прибыл большой отряд царских регулярных войск, чтобы разбить повстанцев.

Рассказывается, что накануне этого сражения (оно со­стоялось 9 октября 1670 года) в предзакатную пору вод­ное зеркало источника подернула красная пленка заката, а в ней ясно проявился лик Божией Матери. Она плака­ла. Тот кто находился в это время у родника, предрек, что Заступница оплакивала восставших. Так оно и про­изошло: битва закончилась с большими жертвами, по­встанцы были разбиты. Отсюда и пошло название источ­ника — Явленный.

Летом 1903 года Саровский мужской монастырь в связи с канонизацией мощей преподобного Серафи­ма посетил со своей семьей и свитой российский царь Николай II. В те времена дорога в Саров проходила через Кременки. Жители села встретили его нео­бычно торжественно. На источнике ему были преподнесены хлеб-соль и в деревянном ковше вода. Кременковцам царь подарил образ препо­добного Серафима Саровского в серебряном окладе.  В начальный период Советской власти мощи препо­добного Серафима решено было из Сарова вывезти. Для этого намечалось три маршрута, чтобы сбить с толку ве­рующих, избежать нежелательных эксцессов. Один из маршрутов намечался через Кременки.

В определенный день и час из Сарова по всем трем направлениям выехали конные тройки. Определить, на которой из них вывозятся святые останки, было невоз­можно. Но когда одна из троек выехала по направлению к Кременкам и поравнялась с Явленным источником, на сельской колокольне местной церкви сам собой зазвонил колокол. Это был знак Божий, что на тройке перевозятся мощи преподобного.

И еще одно из преданий. В летнюю пору к вечеру воз­вращались местные крестьянки с сенокоса. С граблями, уставшие. Поравнялись с источником: испить бы холод­ной водицы, да некогда. И разом повернули головы на склон с родником. А там возле ракит над водным зерка­лом увидели старичка в монашеском одеянии. Стоит он и взмахом руки подзывает женщин.

Повернулись женщины с граблями, с кошелями к род­нику. Подошли ближе к нему и видят, что старичок то монах не на пригорке стоит, а как бы парит над водой источ­ника. Упали женщины на колени, преподобный-то (это был он) подошел к ним и молвил:

— Знаете ли вы, православные, дивеевскую Канавку?

  Знаем, — молвили женщины

  Так вот: по ней совершает свой ход Владычица.  А прежде чем пройти по Канавке, она водой вот этого источника умывает свое пресветлое лицо.

Как во сне все это виделось женщинам. Потом положбинке родниковой пошла прохлада, коснулась женских лиц, освежила их, и сняла с них тяжкую сенокосную усталость.

Такие вот в Кременках бытуют предания, свя­занные с Явленным источником.

 

 

Добавить комментарий