Источник находится приблизительно в километре от большого русского села Кременок. Известностью пользуется с давних времен. Над родником стоит крест Зеркало его воды — серебристо-прозрачное. Называется он — Явленный. О названии среди местных жителец ходит, хранится немало преданий. Одно из них берет свое начало с далекого XVI столетия.
Во времена разинского восстания в Кременках сконцентрировалось несколько мятежных отрядов разинцев. Сюда же из Арзамаса прибыл большой отряд царских регулярных войск, чтобы разбить повстанцев.
Рассказывается, что накануне этого сражения (оно состоялось 9 октября 1670 года) в предзакатную пору водное зеркало источника подернула красная пленка заката, а в ней ясно проявился лик Божией Матери. Она плакала. Тот кто находился в это время у родника, предрек, что Заступница оплакивала восставших. Так оно и произошло: битва закончилась с большими жертвами, повстанцы были разбиты. Отсюда и пошло название источника — Явленный.
Летом 1903 года Саровский мужской монастырь в связи с канонизацией мощей преподобного Серафима посетил со своей семьей и свитой российский царь Николай II. В те времена дорога в Саров проходила через Кременки. Жители села встретили его необычно торжественно. На источнике ему были преподнесены хлеб-соль и в деревянном ковше вода. Кременковцам царь подарил образ преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе. В начальный период Советской власти мощи преподобного Серафима решено было из Сарова вывезти. Для этого намечалось три маршрута, чтобы сбить с толку верующих, избежать нежелательных эксцессов. Один из маршрутов намечался через Кременки.
В определенный день и час из Сарова по всем трем направлениям выехали конные тройки. Определить, на которой из них вывозятся святые останки, было невозможно. Но когда одна из троек выехала по направлению к Кременкам и поравнялась с Явленным источником, на сельской колокольне местной церкви сам собой зазвонил колокол. Это был знак Божий, что на тройке перевозятся мощи преподобного.
И еще одно из преданий. В летнюю пору к вечеру возвращались местные крестьянки с сенокоса. С граблями, уставшие. Поравнялись с источником: испить бы холодной водицы, да некогда. И разом повернули головы на склон с родником. А там возле ракит над водным зеркалом увидели старичка в монашеском одеянии. Стоит он и взмахом руки подзывает женщин.
Повернулись женщины с граблями, с кошелями к роднику. Подошли ближе к нему и видят, что старичок то монах не на пригорке стоит, а как бы парит над водой источника. Упали женщины на колени, преподобный-то (это был он) подошел к ним и молвил:
— Знаете ли вы, православные, дивеевскую Канавку?
— Знаем, — молвили женщины
— Так вот: по ней совершает свой ход Владычица. А прежде чем пройти по Канавке, она водой вот этого источника умывает свое пресветлое лицо.
Как во сне все это виделось женщинам. Потом положбинке родниковой пошла прохлада, коснулась женских лиц, освежила их, и сняла с них тяжкую сенокосную усталость.
Такие вот в Кременках бытуют предания, связанные с Явленным источником.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.