Указом Святейшего Синода от 10 (23) февраля 1861 год женская община в селе Дивееве возводится с 24 января(6 февраля) 1861 года в третьеклассный женский монастырь с названием — Серафимо-Дивеевский. Первая настоятельница монастыря, как и в общине, выбиралась сестрами с элементами тайности голосования.
По итогам выборов было объявлено, что большинство сестер пожелали иметь начальницей монастыря Занятову Лукерью (Гликерию) Васильевну. Она передэтим приехала из Санкт-Петербурга, где вместе с другими сетрамиобучалась в школе живописи при Академии художеств.
В управление монастырем Лукерья Васильевна вступила с 20 мая (2 июня) 1861 года. С этого же дня в Обители воцарилось беспокойство, которое перерастало в недовольство выборами.
Святейший Синод передает вновь учрежденный монастырь из ведения Нижегородской епархии в Тамбовскую. Выборы настоятельницы признаются недействительными.
Царским Указом от 19 февраля 1862 года настоятельницей монастыря назначается Елизавета Алексеевна Ушакова, которая перед этим управляла женской общиной. В тот же день вновь назначенная настоятельница принимает монашеский постриг с именем Мария. 14(27) марта 1862 года в Тамбове она возводится в сан игуменьи.
Первая игуменья вновь учрежденного монастыря происходила из Дворян, вышла из помещичьей семьи Тульской губернии. Родилась она 30 августа (12 сентября) 1819 года В женскую общину в селе Дивееве вступила 27 декабря 1844 года (9 января 1845 года). С 1850 года — казначея общины. С 1859 года — начальница.
Монастырем игуменья Мария управляла 42 года. Скончалась 19 августа (1 сентября) 1904 года. Похоронена у алтаря Троицкого собора. После себя оставила богатое духовное и материальное наследство. Это был значимый капитал не только для монастыря, но для Русской Православной церкви.
За четыре с лишним десятилетия управления обителью игуменьей Марией ее слава резко возросла, приобрела высокую значимость не только для Русского Православия, но и для мировой Православной церкви.
К 1776 году в монастыре подвизалось 556 сестер. К 1880 году — 774 сестры. Завершились постройка Троицкого собора, ограды монастыря, улучшилось благоустройство территории. Было выстроено много новых корпусов, была наработана четкая организация хозяйственной жизни, духовного и трудового послушания.
Обитель жила по строгому уставу, который цементировал слаженность всех звеньев в духовности, хозяйства. Все делалось добротно, продуманно.
Сестры занимались рукоделием, живописью, свечным производством. На высоком уровне велись полеводство,садоводство и пчеловодство. Подвалы-хранилища впрок заполнялись тем, что давала земля, что обеспечивало полное обеспечение обители продовольствием.
Монастырский хлеб и квас славились своими особыми вкусовыми качествами. Они источали пряный аромат и какие-то иные запахи, которые вызывали аппетит Они умиротворяли душу, восстанавливали силы, снимали боли от недугов.
14 (27) марта 1887 года отмечалось 25-летие управления монастырем игуменьей Марией. По свидетельству современников, она обладала высоким талантом хозяйственника, выделялась человечностью, сердобольностью, « была невысока ростом, симпатичная на внешность, с коротким и добрым взглядом умных глаз”.
В юбилей за оказанную монастырем помощь Карамзинской больнице игуменья Мария получила письменную длагодарственную признательность императрицы.
14 (27) марта в монастыре было совершено торжественное юбилейное всенощное богослужение. На нем священник о.Иоанн Смирнов сделал краткий очерк жительности игуменьи. В нем, в частности, отмечалось:
Обитель наша процветает по молитве Царицы Небесной, а так же о. Серафима и по неусыпным заботам и трудам игуменьи, которая трудится на ее пользу. В должности начальницы игуменья состоит не 25 лет, а 27 (имеется в виду и два года управления женской общиной перед возведением ее в ранг монастыря). До этого она восемь лет состояла в должности казначеи.
Приняв начальство над монастырем, игуменья Мария с большой ревностью и усердием стала заниматься благоустройством обители во всех отношениях. За эти годы отстроился благоденный Собор (Троицкий), из казенных земель в вечное пользование принято два лесных участка, в добавление к ним еще одна лесная дача и имение Каратаевых.
Внутри монастыря возведены новые постройки, корпуса, отремонтированы и украшены храмы, заведено партесное пение (многоголосное хоровое пение без сопровождения). Устроен свечной завод. Усовершенствовано полеводство и садоводство.
Отличительной чертой характера игуменьи Марии является беспристрастность, доброта, милостивость к старшим, так и молодым, как к богатым, так и к бедным. К себе она только строга. Здравый ум и доброе сердце отверзают ее уста только для слова дельного и чистого.
Велики были и есть духовные ценности обители. Прочна была ее материальная база. К 1890 году за монастырем значились 191 десятина пашни, 263 десятины лесных угодий в дачах по реке Сатис, Ломовке, в селе Сиухе (ныне Д.Константиновский район). В них находились монастырские хутора. В самом монастыре действовала трехпоставная мельница, в Сиухе — двухпоставная, под Семеновом — водяная.
В городе Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Харькове, Арзамасе находились монастырские подворья. В них подвизались сестры, распорядок жизни которых определялся монастырским уставом. На подворьях имелись храмы, жилье строения. Через них держалась связь обители с населением.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.