Молитва преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу
О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас рабэх Божих (имена) Благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Невесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
Величание
Увлажаем тя, преподовне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Преподобный Серафим Саровский — имя, которое известно каждому православному христианину. Практически в каждой церкви есть икона великого подвижника земли русской. В 2003 году вся православная Россия отметила праздник — столетие со дня прославления преподобного Серафима Саровского, хранителя святости.
При жизни батюшки Серафима к нему стремились люди со всех концов бескрайней России. Не может не вызывать удивления его любовь к людям. От старца Серафима щедро исходили милосердие, сострадание и любовь. Многих приходивших в Саровскую пустынь Он исцелял, примирял с жизнью, наделял удивительным душевным покоем, давал им уверенность в жизни.
Преподобный Серафим обладал совершеннейшим даром, который только может быть у людей, — даром любви. Особенной любовью он пользовался у простого народа. Ведь суть его учения проста и понятна каждому человеку. Старец Серафим говорил, что цель земной жизни человека заключается в стяжании мирного Духа Святого. Накопление духовных ценностей в противоположность материальному накоплению очищает и преображает человеческую суть. Человек, идущий по пути духовного стяжания, будет непременно возрождать других людей. Не зря же отец Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». С особой любовью старец принимал тех, кто стремился к праведной жизни, шел к нему с раскаянием. К каждому приходящему он обращался со словами: «Радость моя!».
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Машнин, родился 19 июля по старым житиям в 1759 году, а по данным, найденным в архиве Саровского монастыря, в 1754 году, в купеческой семье в городе Курске (записей в церковных книгах о рождении и крещении Прохора Машнина, удостоверяющих точную дату рождения, до сих пор не найдено).
Прохор рос в обстановке древнего уклада русской жизни. Была у него старшая сестра Параскева и старший брат Алексей. Отец Прохора, Исидор Иванович, занимался постройкой каменных зданий. Незадолго до своей смерти он начал в Курске постройку храма в честь преподобного Сергия, но смерть помешала ему закончить начатое дело. После смерти мужа строительство храма продолжила его жена Агафья Фотиевна. Однажды, взяв маленького Прохора на стройку, она не заметила, как он забрался на недостроенную колокольню, сорвался с нее и упал, но после падения остался цел и невредим. Это было первое чудо, которое произошло с преподобным Серафимом, когда ему было 7 лет.
В десять лет он тяжело заболел. Во сне ему явилась Божия Матерь и обещала вылечить его. Через несколько дней в Курске крестный ход с иконой Божией Матери шел по улице, где жила семья Машниных. Начался сильный дождь, и чтобы сократить путь, крестный ход направился через двор Машинных. Мать Агафья решила воспользоваться этим случаем, вынесла Прохора на улицу и положила его так, чтобы икону Коренной Божией Матери пронесли над ее больным сыном. После этого он начал быстро поправляться.
В городе Курске жил известный блаженный, который оказал сильное влияние на Прохора и предсказал ему путь в монастырь. Вскоре мать Прохора поняла, что сын ее не подходит к обычной мирской жизни, и благословила его совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там прозорливый старец До-сифей предсказал Прохору, что вся его жизнь будет проходить в Саровской пустыни, там она и окончится. Црохор дождался освящения церкви в честь преподобного Сергия, которую начинал строить его отец, и отправился в Саровский монастырь.
20 ноября 1778 года Прохор Машнин пришел в Саровскую пустынь. Встретили Прохора доброжелательно — настоятель монастыря Пахомий был родом из Курска и знал семью Машинных. Восемь лет Прохор проходил обычный путь послушника: был келейником у старца Иосифа, бу-дильщиком, работал в хлебне, ходил на рубку леса (там его покалечило упавшим деревом), занимался столярными работами (в монастырских списках он числился как «Прохор-столяр»).
В 1780 году он тяжело заболел водянкой, тело его налилось жидкостью. Болезнь длилась три года. Надежды на выздоровление уже не было, но однажды во сне ему явилась Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Она сказала, указывая на Прохора: «Этот нашего рода» и положила свою руку ему на лоб. От чудесного прикосновения вся жидкость, наполнившая тело больного, направилась к правому бедру и вылилась через открывшееся отверстие. После этого сна он быстро выздоровел. На всю жизнь у Прохора остался след на правом боку.
13 августа 1786 года Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим, что означает «пламенный». Через некоторое время, в 1793 году, он был рукоположен в иеродиаконы и затем возведен в сан иеромонаха.
От длительного келейного правила и многолетнего стояния в храме отец Серафим заболел. В братской ведомости стояла отметка, что иеромонах Серафим по болезни не имеет никакого послушания в монастыре. У него было два пути: уйти в богадельню и там закончить свои дни или уйти отшельником в Саровский лес.
Отец Серафим выбирает второй путь. Он получает благословение настоятеля, и ему выдают увольнительный билет, где написано: «Объявитель сего, Саровской пустыни иеромонах Серафим уволен для пребывания в пустыни в своей даче и впредь ему никому не препятствовать…» . В 1794 году отец Серафим удаляется в лесную пустынку. Ему исполнилось 40 лет. Он был относительно высок, два аршина и восемь вершков (1 метр 78 см). Лицо у него было полное, приятной белизны, нос прямой и острый, глаза светло-голубые, проницательные, брови густые, волосы светло-русые. У него была окладистая борода и густые усы. Сложение он имел мужественное и обладал большой физической силой.
Лесная пустынь, или, как ее потом назовут, Дальняя пустынка, находилась в сосновом лесу на берегу Саровки в нескольких километрах от монастыря. Здесь отец Серафим устроил пчельник и огород. Летом он работал на огороде, зимой собирал дрова. Одежда отца Серафима была убогая: белый холщовый балахон, поношенная камилавка и лапти с кожаными бахилами на ногах, на руках рукавицы. Поверх балахона на груди он носил медный крест, подарок матери, а за спиной мешочек, в котором находилось Евангелие.
Пища отца Серафима состояла из черствого хлеба, который он брал из монастыря каждую неделю. Этот небольшой запас он делил со зверями и птицами, любившими собираться у его кельи. Дивеевские монахини видели, как отец Серафим кормил огромного медведя. Потом он отказался от хлеба и довольствовался овощами с огорода, а также питался лесной травою снытью, которую сушил про запас.
Будучи отшельником, а это суровое испытание духовных и физических сил, отец Серафим добавляет себе еще один аскетический подвиг — он становится столпником. Примерно в километре от его кельи в сторону монастыря лежал большой камень, на котором преподобный провел 1000 ночей в молитве. А днем, чтобы не мешали приходящие паломники, он молился у себя в келье на малом камне. 1 сентября 1804 года отец Серафим подвергся нападению крестьян, которые хотели его ограбить, но ничего у него не напили. Они жестоко избили отшельника, и после этого отец Серафим долго болел. Для него специально вызывали из Арзамаса трех врачей и трех подлекарей, но от медицинской помощи он отказался. Ему являлась Пресвятая Богородица, и он жил по воле Божьей, как Бог даст, так и будет.
После выздоровления отец Серафим предстал перед людским взором уже согбенным старцем. Еще несколько лет продолжает он жить на Дальней пустынке, а затем в 1810 году возвращается в монастырь. И, получив благословение игумена Нифонта, уходит в келейный затвор. Кроме затворничества, он берет на себя многолетний подвиг молчальничества.
Старец Серафим окончательно вышел из затвора в 1825 году и поселился у Богословского родника в маленькой без окон и дверей келье недавно скончавшегося старца Дорофея. В келью нужно было вползать через небольшую щель. Затем ему поставили сруб с одним окном и дверью, и это место позже стали называть Ближней пустынкой. Своими руками подвижник благоустраивал источник, выкладывал его камнями.
После многочисленных аскетических подвигов у старца Серафима открылся дар прозорливости, ясновидения и чудотворения. До конца своих дней помогал он приходившим к нему людям. Паломники брали из источника воду, омывались ею. Многих избавил святой старец от духовных и телесных недугов. Молва о чудесах, происходивших здесь, быстро разошлась по всей России.
В это время старец вышел на самый великий подвиг — подвиг духовного руководства людьми. Люди почувствовали, как он им нужен, как дорог и близок им этот дивный старец, или, как он себя называл, «убогий Серафим». Прозорливость у старца была удивительная. Не было, кажется, такого укромного уголка в душе собеседника, куда бы не проникал он своим просветленным взором.
Всего семь лет встречался преподобный Серафим Саровский с богомольцами, приходившими в Саровскую пустынь. Каждого приходящего приветствовал он словами: «Радость моя». В последние годы его жизни к нему приходили тысячи людей.
Преподобный Серафим Саровский скончался 2 января 1833 года в монастырской келье в положении молящегося на коленях перед своей любимой иконой «Умиление».
Тело старца предали земле на месте, которое он сам избрал, недалеко от могилы его друга и земляка схимонаха Марка-отшельника, рядом с алтарем Успенского собора.
По материалам книги
Агапов А.А.
Саров — Дивеево. – Саров: ЗАО «ИНФО». 2006 – 232 с.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.